Главная > Еще о семье в целом > Процесс самейного обмена веществ

Процесс самейного обмена веществ

Этот вопрос поставил в свое время немецкий биолог, профессор А. Вейсман. Попробуем проследить за ходом мыслей ученого,, который подкупает своей логикой.

<Ведь не могут же бесплодные формы влиять на наследственность, если они никакого потомства не оставляют...> Пример <бесполых особей у общественных насекомых совершенно неоспоримо свидетельствует, что в природе существуют животные формы, неспособные к размножению, но постоянно вновь производимые непохожими на них родителями>, причем <не способные ничего передать потомству, эти животные все же изменялись в течение истории Земли>...

Но раз они не могут ничего передать потомству, продолжал профессор, все может стать объяснимым и понятным, лишь если допустить, что носитель наследственности заключен в веществе хромосом, в веществе, которое <представляет особый мир, независимый от тела организма и условий его жизни>, которое <никогда не зарождается вновь, но лишь непрерывно растет и размножается>, так что для него живое тело служит не более чем вместилищем, футляром, безразличной питательной средой...

Богатая теоретическая предыстория вопроса делала особенно заманчивым исследование, которое начато было в конце 50-х годов на двух подмосковных пасеках - в Горках Ленинских и Барыбине. План исследования об-думывался еще до войны, а шлифовка его возобновилась сразу после ее окончания.

Разведывательные опыты начались с воспитания в разных семьях потомства одной матки. Для этого в гнезда заведомо отличающихся по своим признакам семей на определенное место ставились части нового сота, засеянного маткой за одни сутки. Полученные таким образом пчелы были между собой схожи гораздо меньше, чем их родные сестры, появившиеся на свет в родном гнезде.

Одновременно придирчиво изучался стихийный опыт мастеров промысла - потомков тех <простаков-счастливцев>, о которых отец русского пчеловодства П. Про-копович в речи,, говоренной при открытии своей знаменитой школы, заметил: <Не вникнувши в точность, как сей счастливец держит пчел, покажется, что они сами у него живут/ напротив того, войди во всю подробность его образа содержания и всегда найдешь, что сей счастливый простак знает главное основание своего счастья и в чем оно состоит>.

Чем дальше вникали исследователи во всякие <точности> и <подробности> дела, тем сильнее подвергали сомнению тезис о том, что бесплодные рабочие пчелы не способны <ничего передать потомству>. Больше того - крепла мысль: рабочие пчелы что-то передают потомству.

Селекционная работа И. Мичурина с его бесчисленными прививками гибридных черенков и глазков в крону деревьев, которые он назвал <менторами> - воспитателями, тоже позволяла рассчитывать: опыт поможет нащупать, обнаружить это искомое <что-то>. Если подставить на место прививавшихся Мичуриным глазков и черенков отложенное маткой яичко, а на место питающих соков подвоя корм, передаваемый бесплодными рабочими пчелами личинкам, то план опыта, заложенного на двух подмосковных пасеках, станет в общих чертах понятен.

Разделы

Рейтинг лучших сайтов YandeG Пчёлы
Home Home